Страничка психологии

Пcихологический комфорт как залог развития ребёнка.

Мама для ребёнка – первая психологическая защита. Если мама или близкие люди не используют в общении с ребёнком телесный контакт, поглаживание, улыбок, похвалу, то у детей проявляется больше поведенческих отклонений от нормы, чем у тех, кто воспитывается в семье, где стремятся создать психологически комфортную среду.

Каким вырастет ваш ребёнок, полностью зависит от того, какие условия мы создаём, какие вещи он будет считать для себя важными и соответственно комфортными.

Ребёнок обучается тому, что его окружает.  

  • Если ребёнка часто критикуют, то соответственно учат осуждать.
  • Демонстрируют враждебность – учат драться.
  • Высмеивают – ребёнок будет несмелым, неуверенным в себе, с комплексом неполноценности.
  • Если часто стыдят, то прививают комплекс вины.
  • Если, хотя бы иногда бывают снисходительны – развивают терпимость.
  • Хвалят – учат оценивать.
  • Бывают честными с ребёнком – учат справедливости и ответственности.
  • Стремятся создать ребёнку безопасную среду – учат верить в себя и людей.
  • Стремятся создать атмосферу дружбы и взаимопонимания – учат находить любовь в мире.
  • Приучают к коллективному труду – дают чувство собственной значимости (ребёнок чувствует себя нужным).
  • Доброжелательно относятся к другим – воспитывают эмпатичную личность.
  • Проявляют активное сочувствие (с оказанием возможной помощи) для тех, кто её требует, - растение, животное или человек – будут иметь гарантированную помощь от собственного ребёнка в будущем.
  • Обращают внимание на красивые вещи – развивают эстетический вкус.
  • Чтобы поддерживать ребёнка необходимо опираться на его сильные стороны. Избегать акцентирования внимания на неудачах, показывать своё удовольствие.

    Семь причин детской агрессии

    1. Негативная самооценка («Я плохой и веду себя как плохой»).

    Ваши действия. Как можно чаще хвалить ребенка, не стесняться проявлять любовь к нему. Никогда не осуждать самого ребенка («Ты плохой, потому что так делаешь»), а только его действия («Мне не нравится, что ты поступил плохо, поскольку сделал кому-то больно»).

    2. Страх (защитная агрессия).

    Ваши действия. Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свою агрессивность, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях).

    3. Реакция на запрет (ребенок не получает то, что ему нужно).

    Ваши действия. В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа аргументировано объясните причину запрета. Если желание ребенка несвоевременно, переключите его внимание на что-то другое или предложите компромисс. Устанавливайте правила поведения. Заранее обговаривайте с ребенком правила поведения.

    4. Ребенок понимает, что ведет себя плохо, но не может справиться со своими чувствами.

    Ваши действия. Остановите ребенка. Для него очень важно, что бы вы справились с его агрессией: тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить и от внешних опасностей. Агрессивность ребенка возросла до высокой степени и угрожает увечьями ему самому или окружающим? Примените силу: подойдите сзади и прижмите его руки, обхватите его ноги своими и берегите свой подбородок от его головы. У малыша должно создаться впечатление: вы сдерживаете его, поскольку хотите успокоить, а не нападаете, проявляя агрессивность.

    5. Усталость (разбалансирование нервных процессов).

    Ваши действия. Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам, помогите ему: обнимите, усадите на колени, начните качать, как маленького, нашептывайте на ушко что-то ласковое и спокойное. Все подвижные игры прекращайте за два часа до сна. Старайтесь соблюдать режим дня и строго придерживаться введенных правил.

    6. Переадресация агрессии («Как обращались со мной, так и я буду обращаться с другими»).

    Ваши действия. Если в семье дерутся, кричат друг на друга или ребенок оказывается крайним в ссорах родителей, он перенимает этот стиль поведения. В таких семьях детей наказывают часто и несправедливо. Чем более жестокие требования предъявляются ребенку дома, тем более агрессивным он будет в своих проявлениях.

    7. Жажда власти. Речь идет о детях с так называемыми нарушениями привязанностями («Я никому не нужен, ну и не надо!»). Они научились выживать, нападая на всех, нарушая правила.

    Ваши действия. Нужно завоевать авторитет: значимыми качествами для такого ребенка являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет не вызывает сомнений, следует вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе это делать».

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    Педагогический стиль родителей

    У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах.

    Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.

    1. Подчиняющий стиль

    Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

    2. Излишне требовательный стиль

    Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

    3. Смягчающий стиль

    Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

    4. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль

    Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.

    5. Излишне пылкий стиль

    Свойствен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

    6. Небрежный стиль

    Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

    7. Угрожающий стиль

    Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

    8. Непоследовательный стиль

    Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак - непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

    9. Подкупающий стиль

    В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.

    Попробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребенком.

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ!

    Основные рекомендации по безопасности для детей!

    ССЫЛКА

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Статья для родителей

    "Как родителям научиться контролировать гнев"

    ССЫЛКА

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Статья для родителей

    "21 способ избежать конфликта и наладить отношения с ребенком"

    ССЫЛКА

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1.Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

    Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)».

    2.Определите общие интересы.

    Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики.

    3.Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

    Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

    4.Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

    Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).

    5.Научите ребенка делиться своими проблемами.

    Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно. Не считайте всегда правым своего ребенка и не правым другого или наоборот.

    6.Чаще разговаривайте с ребенком.

    Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!

    7.Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

    Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

    8.Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

    Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

    9.Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

    На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

    10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.

    Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если….., то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».

     

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Уважаемые родители и посетители сайта!

    Хотим предложить вам материалы, предоставленные специалистами Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования. В них содержится информация, которая может быть полезна вам в вопросах развития и воспитания ваших детей. Ссылки на материалы приведены ниже.

    1. «Ребенок дома. Чем его занять?» (автор - Бондарь Г.И., консультант Центральной психолого-медико-педагогической консультации ДРУМЦ ПС СО)

    ССЫЛКА

    2. «Как бороться с детскими страхами» (автор - Терещенко Н.В., практический психолог отдела консультирования, развития и коррекции ДРУМЦ ПС СО)

    ССЫЛКА

     

    __________________________________________________

    __________________________________________________

     

    Уважаемые родители!

    В здоровом теле – здоровый дух! Все об этом знают. Но достаточно ли времени мы с вами уделяем здоровому образу жизни, своему здоровью и здоровью своих детей, своей семьи? Можете ли вы смело заявить, что являетесь неопровержимым авторитетом и примером для своего ребёнка в вопросах физического здоровья? А ведь физическое состояние нашего организма имеет непосредственное отношение к нашему психологическому комфорту, психическому здоровью и здоровью в целом!

    Чтобы немного разобраться в себе и сделать некоторые выводы, мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов нашей анкеты. Данная анкета не содержит «ключа» для подсчёта правильных или неправильных ответов. Цель данного опросника – дать повод задуматься, какое место в жизни вашей семьи занимают привычки, связанные со здоровым образом жизни.

    Удачи вам!

    Документ с анкетой Вы можете загрузить на свой компьютер по этой ССЫЛКЕ






Комментариев нет:

Отправить комментарий