Рекомендации логопеда

 

Консультация для родителей

"Нужна ли вашему  ребенку помощь логопеда?"

   (автор - Жердева Т.И., учитель-логопед МДОУ №14) 

Часто родителей интересует такой вопрос, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно.

На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду:

·    во-первых, упущенного времени не вернуть;

·   во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию;

·   в-третьих, вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;

· в-четвертых, при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога;

· в-пятых, определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом.

 

Характеристика речи детей от 2 до 3 лет.

Словарь. В два года словарь ребенка - 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» - стол).

Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.

Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки (п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).

ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.

Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова.

Грамматика. Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.

Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.

ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ.

Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии.

Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.

Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.

ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.

Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.).

Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи.

Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.

ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.

Словарь. Словарный запас увеличивается до 3000-3500. Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

 

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

1.                Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

2.                Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

3.                Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

4.                Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

5.                Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

6.                Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

7.                Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

8.                Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

 

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителю.

 

 

 

Консультация для воспитателей

"Роль дидактической игры в формировании и  развитии фонематических процессов"

   (автор - Жердева Т.И., учитель-логопед МДОУ №14)

ССЫЛКА

__________________________________________________________________________

          __________________________________________________________________________

 

Консультация для воспитателей

"Развитие речи детей с помощью дидактических игр"

   (автор - Жердева Т.И., учитель-логопед МДОУ №14)

ССЫЛКА

__________________________________________________________________________

          __________________________________________________________________________

Консультация для родителей

"Правильная речь  как необходимый фактор успешного обучения в школе"

   (автор - Жердева Т.И., учитель-логопед МДОУ №14)

 ССЫЛКА

__________________________________________________________________________

          __________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

          __________________________________________________________________________

 

Консультация для воспитателей

«Развитие мелкой моторики рук, как

              средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» 

(автор - Жердева Т.И., учитель-логопед МДОУ №14)

ССЫЛКА

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

Консультация для воспитателей

«Игры на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста»

 

Своевременное овладение правильной  речью имеет важное  значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими людьми. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди  кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритмико-мелодические компоненты речи, фонеобразование) необходима полноценная деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.

Дошкольники не всегда овладевают правильным произношением звуков не только к пяти, но и к шести годам. Часто причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи, а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти), недостаточный уровень  развития фонематического восприятия (ребенок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).

Трудности в произношении звуков часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ, языка, нижней челюсти в зависимости от произношения того или иного звука.

Самым подвижным артикуляционным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Передняя часть языка заканчивается кончиком языка. От боковых краев передней и средней частей языка зависит качество звуков.

При образовании различных звуков каждый артикуляционный орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолировано, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.

Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа – координирована.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звуков и проводятся в строгой форме.

 

Упражнения для языка

 

- «Блинчик» или «Лопатка» (широкий язык лежит на нижней губе).

- «Язычок чистит зубки» (кончиком языка проводить слева направо по верхним зубам, а потом по нижним внутри рта, затем, между верхними зубами и верхней губой и нижними зубами и нижней губой с закрытым ртом).

- «Расческа» (движения широкого языка между верхними и нижними зубами).

- «Иголочка» (язык узкий, острый вытягивается вперед к пальчику).

- «Горка» (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка высоко поднимается).

- «Часики» (движения острого кончика языка слева направо, справ налево).

- «Чашечка» (сделать язык широким и поднять боковые края языка).

- «Вкусное варенье» (сделать из руки «блюдечко» и кончиком языка набирать варенье с «блюдечка» и втягивать язык в рот).

- игра «Лошадка» (широкий язык притягивается к небу, а потом резко отрывается). 

- «Грибочек» (широкий язык притянуть к небу и удерживать в таком положении под счет 1-5, а потом от 1 до 10).

- «Язычок на прогулке» (поднять язычок вверх, к носику; опустить вниз, к подбородку; двигать им в стороны, от одного угла рта к другому).

- «Борцы» (удерживать язычок за верхними и за нижними зубами).

 

Упражнения для губ

 

- «Рыбка» (удерживать сомкнутые губы в течение нескольких секунд)

- «Лягушка» (удерживать длительное время губы в улыбке, зубы плотно сжаты)

- «Слоник» (вытянуть губы вперед, удерживая их в таком положении 3-5 секунд. Зубы должны быть плотно сжатыми).

- «Бублик» (губы округлены и вытянуты вперед).

- «Трубочка» (губы вытянуты вперед).

 

Упражнения для выработки правильного речевого дыхания

 

- Подуть через трубочку в стакан с водой.

- Надувание воздушных шаров.

- Подуть в дудочку, свисток.

- Подуть на пушинку, «бабочку» или «снежинку» (на ниточках).

- Игры «Ветерок-ветер» (подуть в банку).

- Игра «Фокусник» (сильно подуть на пушинку на ниточке).

 

Перед занятием по развитию речи разучивается 3-4 новых упражнения и проводятся на артикуляционной гимнастике (упражнения для языка, губ, дыхания).

Занятия артикуляционной гимнастикой нужно проводить систематически, в течение 5-7 минут, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения, сказки, игры для того, чтобы у детей не угасал интерес к занятиям.

У детей  с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. Эффективной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики может стать сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений артикуляционных органов. Упражнения объединены простым сюжетом, что позволяет назвать их театром пальчиков и языка.


Консультацию  подготовила: учитель-логопед  Белецкая Л.Ф. 

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ 

 

 «Формирование фонематических представлений

 через дидактические игры у дошкольников»

(учитель-логопед Жердева Т.И.)

  

 Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

. Фонематические нарушения могут носить первичный или вторичный производный характер, а также вести к нарушению грамматической, лексической стороны речи, то есть и связной речи в целом. Поэтому развитие этих функций имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе.

     Разработка эффективных  методов преодоления нарушения фонематических функций,  является одной из актуальнейших задач современной логопедии.

     Перспективным в этом отношении представляется использование ведущей  для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что «игра - основное условие развития дошкольника, позволяющее ему проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития». Игра значима для развития речи дошкольников. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают систему  организации взаимосвязанной деятельности педагога  и детей для достижения учебно-познавательных целей. 

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются дидактические игры. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

 Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при использовании дидактических компьютерных игр.

     Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

 

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования дидактических игр в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

·         игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;

·         игра практически сводит на нет пассивность ребенка;

·         занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

·         игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование дидактических игр  оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников  с нарушениями речи, используя дидактические игры.

Задачи работы:

1. Посредством дидактических игр обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

·         онтогенетический принцип;

·         патогенетический принцип;

·         принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:

I. Этап: узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

 

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

 

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

 

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

 

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

 

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

«Не ошибись»

Цель: дифференциация звуков [с] - [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с... А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

 

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

«Угадай-ка»

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Консультация для родителей

"Обогащение словаря детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр и упражнений"  

(учитель-логопед Жердева Т.И.) 

 У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У детей дошкольного возраста пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных

проблем – перенести как можно больше пассивных слов в активные. У детей с  нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно- бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

   Дети, имеющие речевые нарушения характеризуются тем, что качество и объем активного словаря не соответствуют возрастной норме.  У них более значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря:

  • не зная наименования части предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»); 
  • название действий заменяют словами близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» - «шьет»);
  • название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение («шнурки» - чтобы завязывать);
  • замена названий профессий названием действий («продавец» - тётя  продает яблоки);
  • замена видовых понятий родовыми и наоборот

  («ромашка» - «роза», «колокольчик» – «цветок»);

·         не понимают и не могут показать, как штопать, переливать, подпрыгивать, кувыркаться, перелетать;

·         не знают оттенков цветов;

·         плохо различают форму предметов;

·         мало обобщающих понятий, а основном это игрушки, посуда, одежда;

·         редко употребляют антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуя величину предмета, используют только понятие: большой-маленький вместо длинный, короткий, тонкий);

·         много ошибок при употреблении приставочных глаголов.

    Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

С учетом всех факторов формирования лексики проводится по следующим направлениям:

Ø  Расширение объема словаря

Ø  Уточнение значения слов

Ø  Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного словаря в активный.

    Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.

 

    Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем Вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садится за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

 

v  Игровое упражнение «Кто? Что?»

 Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

·         Назовет слов на звук (букву) М

·         Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

 

v  Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

 

v  Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

 

v  Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

   Помоги разобраться.

 

v  Игровое упражнение «Слова-неприятели»

  Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

 

v  Игровое упражнение «Слова – приятели»

 Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

 

v  Игровое упражнение «На что похоже?»

 Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

 

v  Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

 Например: кнопка

1)      для прикрепления бумаги к доске;

2)      можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3)      сдать в металлолом;

4)      провести маленький круг

5)      положить на стол  и т.д.

Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

 

v  Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

 

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

 

v  Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

 

v  Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

 

v  Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

 

v  Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

 « дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

 

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий