ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Права ребенка являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности.
Права ребенка – это нечто иное, чем его основные потребности. Не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека.
Права детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте «власть – личность». Если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом.
Права ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния.
Если ребенок/человек имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры истребования права: «Иметь право – значит мочь, притязать». В ином случае право становится пустой декларацией.
Дети подлежат родительской власти, и прежде всего именно родители решают, как их воспитывать или формировать их мировоззрение. Это зафиксировано в разных документах.
На протяжении тысячелетий ребенок рассматривался как будущий член общества. Воспитание толковалось как процесс подготовки детей к выполнению тех или иных социальных функций. Лишь постепенно, по мере становления представлений о самоценности человеческой личности, массовое сознание приучилось видеть в ребенке не объект педагогических воздействий, а равноправного партнера воспитателя.
Права ребенка в массовом сознаний до сих пор воспринимаются как нечто вроде бы приемлемое, но не требующее серьезных усилий учителей, родителей, общественных институтов.
Понятие «права ребенка» тесно связано с понятием «права человека», которое рассматривается в контексте общечеловеческих ценностей. Речь идет о едином аксиологическом комплексе, в котором идея человеческой свободы связывается с представлениями о справедливости, а принципы демократии сочетаются с идеалами гуманизма.
В основе такого понимания – признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый; разница заключается в том, что взрослые люди могут сами защищать свои интересы, а ребенок вынужден обращаться за помощью к тем, кто готов – должен – гарантировать соблюдение его прав.
Дети от рождения обладают основными и неотъемлемыми правами и свободами человека. «Детской Конституцией» называют принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка как международный правовой акт обладает высшей юридической силой.
Конвенция о
правах ребенка:
- всеобъемлюща, т.е. обеспечивает гражданские, политические, экономические,
социальные и культурные права детей;
- универсальна, т.е. касается всех детей, в любых ситуациях, практически во
всех государствах (кроме США и Сомали, которые не ратифицировали Конвенцию о
правах ребенка);
- безусловна, поскольку возлагает обязательства на все государства, независимо
от уровня их экономического развития, предпринимать действия для защиты прав
ребенка;
- целостна по своему характеру, так как утверждает важность, неделимость, взаимосвязанность
и равнозначность всех прав и свобод ребенка.
Права и обязанности родителей
Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка.
Согласно Семейному кодексу, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Родители имеют право:
- Защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
- На обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
- На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведений;
- На возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;
- На прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
- На ознакомления с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- На участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
- На ознакомлении с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
- На перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения аттестации;
- Выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
- Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими убеждениями;
- На помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
- На заботу и содержанию со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.
- Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).
Родители обязаны:
- Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
- Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
- Выполнять устав общеобразовательного учреждения;
- Не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
- Обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
- Содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно, в случае, если родители не предоставляют содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).
- За невыполнение или
ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение
правонарушений в отношении с своих детей родители несут административную,
уголовную и иную ответственность.
Какие административные наказания могут применяться к родителям?
- Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):
- в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
- за доведение их до состояния опьянения или употребления наркотических средств без назначения врача;
- за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
- за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.
В каких случаях родители несут уголовную ответственность?
- В Уголовном кодексе предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
- За вовлечение несовершеннолетних детей в совершении преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
- За вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков об одурманивающих веществ;
- За вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
- За злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.